Интерес к изображению современности побуждал Дега к воплощению в своем искусстве и других сторон действительности. Стремление избегнуть какой бы то ни было поверхностности в трактовке явлений приводит Дега к строгому самоограничению (напомним его цитату о шпалерном дереве).
К изображению лишь тех явлений, которые им всесторонне изучены. Отсюда узость тематики Дега; он не разбрасывается вширь, а концентрирует все внимание на определенных разрезах действительности. Так, наряду со скачками и театром, в его искусстве появляются серии прачек, модисток, певиц кафе-шантана. Мы не будем останавливаться на их разборе. Скажем только, что двигателем его искусства и здесь является не чисто живописный интерес к изображаемым явлениям и не стремление к абстрактному изучению механизма человеческого тела, а вечно живущая у Дега страсть к неуклонно правдивому изображению жизни. Изучая новые отрезки действительности, Дега подходит к явлениям как аналитик и лишь затем, после долгих наблюдений, подымается до синтетических образов. Он изучает напряжение мышц, вызываемое профессиональными особенностями труда, привычные, часто инстинктивные движения и жесты. Перед зрителем снова встают картины жизни, полные тяжелого, однообразного, отупляющего труда («Прачки»), или мир кафе-шантана, где Дега сумел запечатлеть характерные типы и жесты певиц с их наглым или наивным цинизмом. Острота наблюдения жизни, сила экспрессии - вот что здесь поражает.
<<< Из областей современной жизни Парижа
Интерес к жанру и портрету >>>
<<<Оглавление>>>