Интерес к жанру и портрету

Подчеркнем снова, что все эти работы являются не этюдами, не эскизами (хотя некоторые и остались в полузаконченном состоянии), но строго продуманными и тонко рассчитанными композициями, картинами, поражающими силой экспрессии образа. В отличие от импрессионистов Дега всегда мечтает о картине как о законченном постоянном целом.

Наряду с этими работами, образующими самостоятельные тематические группы, следует напомнить о ряде произведений, являющихся в своем плане хотя и единичными, но не менее характерными для Дега.

Интерес к жанру и портрету у Дега всегда переплетается, групповой портрет художник склонен решать как жанровую сцену; переходя к жанровой теме, Дега выявляет свои блестящие качества портретиста. Характерно, что знаменитое «Бюро хлопка» на 2-й выставке импрессионистов, где оно было впервые показано, фигурировало под названием «Портреты в бюро». Действительно, это изумительные по своей четкой проработке портреты родственников художника и служащих их конторы. И вместе с тем это дышащая правдой жанровая сцена повседневной деятельности конторы, где каждый занят своим обычным делом.

Социально-осмысленное восприятие действительности приводит порою Дега к заостренно-сюжетному раскрытию образа. Ощущение скрытой от глаз, но неумолимо нависшей трагедии присуще многим жанровым сценам и даже портретам Дега (ранний «Семейный портрет», «Портрет герцогини Монтежази и ее двух дочерей», такие сцены из жизни балета, как «Семейство Мант»); оно сообщает творчеству Дега отпечаток пессимизма, горечи. Особенно ярко выражено оно в двух композициях Дега: «Размолвка» (1872) и «Интерьер» (ок. 1875).


<<< Узость тематики Дега

Ощущение трагедии в небольшой картине >>>

<<<Оглавление>>>