Дега показывает (и иногда с некоторой подчеркнутостью) простые, малопривлекательные лица, простые, грубо сложенные фигуры этих дочерей парижской бедноты, их грубые жесты, как только от заученных балетных поз они переходят к привычным житейским позам и телодвижениям. Многочисленны сцены балетных репетиций, изумительны своей правдивостью сцены отдыха, когда усталое тело властно требует покоя и изможденные девушки без сил опускаются на первый попавшийся стул или скамью. Особенно запомнилось художнику одно движение: утомленная девушка сидит, склонившись вперед туловищем, опираясь правой рукой на колено, а левой массируя щиколотку правой ноги. Этот характерный жест Дега повторял многократно, с легкими вариациями, с различных точек зрения и с той же силой экспрессии. Дега ведет зрителя в уборную балерины, она заканчивает последние приготовления перед выходом на сцену или принимает своего очередного ухаживателя. Вот танцовщицы, толпящиеся в проходе, в ожидании выпуска на сцену, здесь они снова на сцене, преображенные блеском огней, фантастикой, романтикой театра. Дега везде умел уловить характерное, типичное в жестах, движениях, продиктованных профессионально привычной ежедневной повторяемостью. «Случайность» движения - лишь внешний наряд; под ним всегда кроется профессионально характерное, типичное.
<<< Девушка из бедной мещанской семьи
Из областей современной жизни Парижа >>>
<<<Оглавление>>>