Дега любили называть «художником балерин». Действительно, вряд ли какой другой художник посвятил этой теме столько работ, так всесторонне развил ее. Дега изобразил весь жизненный путь танцовщицы, от первых робких шагов ученицы до уверенного триумфального полета прима-балерины, изобразил со всею силой и проницательностью художника-реалиста.
Вот маленькая балетная «крыса», девушка из бедной мещанской семьи, которую приводит в школу ее мать, заботливо поправляющая ее прическу, в то время как девочка пытается правой ногой повторить заучиваемое движение. Рядом боязливо, со связанными движениями, стоит ее младшая сестра, очередная кандидатка в школу («Семейство Мант», 1879-1880). Вот различные сцены уроков балетного искусства. Уныло звучит однообразная мелодия скрипача, механически повторяет заданные вариации ученица. Как угловаты, непластичны ее движения, какая скука, тоска на некрасивом личике девушки («Урок танцев», 1882-1884). Вот более оживленные и разнообразные сцены групповых занятий. Перед нами «Зал танцевальной школы». Старый, седой учитель, в широком костюме, опершись на палку, следит за выполнением ученицей трудного па. Другие выжидают своей очереди, равнодушно беседуя, сидя на скамейках, поправляя смятую пачку, прихорашиваясь перед зеркалом или наблюдая свою товарку. Какая естественность поз и движений, какая правдивость в обрисовке типажа!
<<< Специфика театра влекла Дега
<<<Оглавление>>>