Доказательство фактов

Базир, автор первой монографии о Мане (1884), пишет: «Смотреть на натуру, передавать ее по-своему - такова была его эстетика. Он не заимствовал документации у своих предшественников, он старался пить из своего стакана. Он бросал взор не на свою память, но на действительность». Еще определеннее эта мысль приводится Золя: «Он (Мане) заставил себя забыть все, чему учился в музеях, старался не вспоминать о полученных советах и виденных художественных произведениях».

Факты, однако, показывают иное: ни над одним из крупных художников XIX века власть прошлого, власть музеев не проявлялась с такой силой, как над Мане в течение первого периода его творчества.

Мане заимствовал из старого искусства позы и движения отдельных фигур, сюжеты, целые композиционные схемы - это относится как раз к ряду наиболее характерных работ первого периода. Не вдаваясь в подробные их перечисления, отмечу отдельные характерные моменты: «Рыбная ловля» (1860) скомбинирована из мотивов двух работ Рубенса и картины Каррачи (фигуры гуляющих, лодки, собака, группа деревьев, растение на берегу, радуга - все это заимствовано).


<<< Связь Мане с прошлым

«Мертвый тореадор» в позе «Мертвого воина» >>>

<<<Оглавление>>>