Связь Мане с прошлым

Не мастера «высокого стиля», не декораторы и монументалисты привлекают его, но художники, отразившие современную им действительность, мастера-реалисты, портретисты в первую очередь. Он изучает произведения Гольбейна, Дюрера, Гальса, Рембрандта. Тинторетто интересует его не как монументалист, а как портретист. Он копирует его автопортрет в Лувре. Особенно сильное действие оказывают на Мане испанцы - Веласкес, Гойя, Зурбаран. Мане «открывает» Велас-кеса для новой живописи, чувствует в нем мастера, наиболее близкого себе по темпераменту, по задачам.

Связь Мане с прошлым была разносторонней; она не ограничивалась воздействием на художника живописно-технических моментов, она сказалась и на воздействии образов, сюжетных тем, композиционных схем. В некоторых случаях можно говорить о фактах прямого заимствования, прямого переноса Мане тех или иных элементов произведений прошлого в свои работы. Характер и глубина связи Мане со старыми мастерами были недостаточно ясно почувствованы его современниками.

Она становится ясной лишь в настоящее время. Можно сказать, что в известной мере Мане сам содействовал известному затемнению своей истинной позиции в данном вопросе как высказываниями, так и тщательным вуалированием своих заимствований.

Пруст, школьный товарищ Мане, всю жизнь сохранявший с ним тесные дружеские отношения, мог, например, написать, что Мане «имел отвращение к музеям».


<<< «Римляне эпохи упадка»

Доказательство фактов >>>

<<<Оглавление>>>