Тем не менее, Дега остается верен «Обществу», постоянно принимая участие в выставках (кроме 7-й выставки в 1882 году). Дега ценит возможность безжюрийного показа своих работ публике, все более внимательно начинающей следить за деятельностью художников-новаторов.
Когда выставки импрессионистов прекратили свое существование, порвана была последняя связь, соединявшая Дега с группой. Характерно, что среди ста тринадцати писем, сохранившихся от Дега, совсем нет писем к импрессионистам, кроме двух к Писсаро (относящихся к 80-м годам), вызванных живым интересом к гравюре.
В поздние годы Дега резко протестовал против малейших попыток сблизить его искусство с искусством импрессионистов; самое слово «импрессионист» вызывало в нем раздражение. Известны его гневные тирады против живописцев, работающих на пленере; поиски импрессионистов казались ему не только ошибочными, но и вредными, подлежащими искоренению. Дега издевается над искусством, строящимся на улавливании «впечатления» от действительности.
Если мы теперь обратимся к рассмотрению творческого метода Дега, как он выразился в работах 70-х и 80-х годов, то мы увидим, что перед нами действительно два различных метода. Это различие объясняет принципиальную непримиримость Дега по отношению к системе импрессионизма.
Необходимое следствие - требование работы >>>
<<<Оглавление>>>