Изучает, впрочем, не очень покорно. В своих воспоминаниях школьный товарищ Мане Антонен Пруст, также учившийся у Кутюра, рассказывает о многочисленных случаях столкновений и споров молодого Мане с прославленным автором «Римлян эпохи упадка». Стремление к правдивости, отвращение ко всякой искусственности, напыщенности лежит в основе расхождения Мане с Кутюром, расхождения, обострившегося живым характером ученика, присущей ему смелостью и искренностью в высказываниях.
Мане вовсе не был враждебно настроен к усвоению традиций, напротив, с первых шагов его художественного развития мы можем проследить его влечение к прекрасному наследию прошлого, его восторги перед любимыми мастерами, о которых говорят как и его письма, так и самый факт неустанного копирования работ старых мастеров и изучения их в музеях.
Мане был одним из культурнейших живописцев XIX века. Ни у кого - кроме Делакруа - мы не найдем такого глубокого и постоянного интереса к искусству прошлого; но если отношение Делакруа к прошлому можно считать более значительным, внутренне насыщенным, то Мане превосходит его широким охватом изучаемых явлений. Делакруа знал лишь Францию и Бельгию. Путешествия, посещение музеев проходят через все развитие Мане. Он посещает Германию, Австрию, Италию, Швейцарию, Испанию, Бельгию, Голландию.
<<< От «серьезного» отношения к искусству
<<<Оглавление>>>