Дега не был непосредственной, легко возбудимой творческой натурой; это - думающий, ищущий, глубоко требовательный к себе художник, с умом аналитическим, критическим. Он оставил историческую живопись прежде всего потому, что не нашел для себя путей ее дальнейшего правдивого развития, удовлетворяющих запросам, которые он уже предъявляет искусству. Шаблонное, академическое понимание задач исторической живописи с допускаемыми в ней условностями, идеализацией, фальшью образов его не удовлетворяло; мы могли видеть, как Дега пытался внести в свои исторические композиции моменты правдивого наблюдения жизни. Однако ни эти моменты, ни отдельные удачи в долгой и упорной обработке отдельных образов, движений, деталей не могли обмануть Дега: честный и строгий к себе, художник не мог не почувствовать в своих исторических композициях некое мертвенное начало, отсутствие напряжения, отсутствие объединяющего, глубокого, драматического образа, который захватывает в композициях Делакруа, дает им содержание и жизнь. История не могла увлечь Дега. Фантазия не переносила его свободно в чужую эпоху, не пленяла горячими порождениями творческой мечты.
В этом неумении раскрыть и поднять историческую тему сказывается известная ограниченность искусства Дега, его неспособность дать большой, обобщенный исторический образ.
<<< Композиция «Несчастья города Орлеана»
<<<Оглавление>>>