Мане и Дега дали в своем творчестве картину современного общества, ценную остротой наблюдения жизни, яркостью схваченных образов. Но все же эта картина ограниченна, фрагментарна, она лишь частично правдива, она охватывает далеко не все существенные стороны действительности. И Мане и Дега многого не видели, не знали или не хотели видеть и знать в окружающей их социальной действительности; смысл иных явлений оставался для них еще полностью туманным.
И Мане и Дега в своей эволюции близко столкнулись с наиболее значительным художественным течением второй половины XIX века - импрессионизмом- и были вынуждены определить к нему свое отношение.
В период высшего расцвета своего реализма (в 70-80-х годах) Дега был связан с группой импрессионистов. Он был одним из организаторов и влиятельным участником их выставочного общества. Тем не менее, его искусство стоит дальше от большинства основных устремлений импрессионизма, чем искусство Мане. Конечно, есть черты общности в ряде проблем, интересующих импрессионистов и Дега, но различия между ними более существенны.
В искусствоведческой литературе Запада вопрос об отношении Дега к течению импрессионистов решается различно. Первый историк импрессионизма Теодор Дюре, свидетель формирования и роста этого течения, не включает Дега в свою «Историю художников-импрессионистов», Моклер в своей книге «Импрессионизм» трактует Дега как одного из основных членов группы импрессионистов, отмечая некоторое отличие его задач. В позднейших работах Моклер склоняется к мнению, что Дега правильнее рассматривать вне круга импрессионистов.
<<< Дега - размышляющий художник
<<<Оглавление>>>