Друг Ренуара Жорж Ривьер подчеркивает все различие и отчужденность Дега от основной группы импрессионистов. Наоборот, Витторио Пика в своих «Impressionisti francesi» (1908) безоговорочно включает Дега в круг импрессионистов.
Ту же разноголосицу мнений мы находим и в современной литературе; в то время как Лионелло Вентури в своей интересной статье об импрессионизме (журн. «Arte», 1935, март) отводит Дега место вне этого течения, а Вильгельм Уде в своей вводной статье к альбому об импрессионизме (венское издательство Phaidon, 1937) трактует Дега, равно как Гогена и Лотрека, как художников, чуждых импрессионизму и имеющих к нему лишь внешнее и преходящее отношение, автор одной из последних монографий об импрессионизме (1937) Пьер Франкастль решающими фигурами импрессионизма считает Моне, Ренуара, Сезанна и Дега.
Искусство Дега созрело на почве классических традиций. Не Курбе, а Энгр являлся художественным воспреемником Дега. Зачислившись в Школу изящных искусств, Дега занимается в мастерской Ламотта (1822- 1869), ученика Ипполита Фландрена и Энгра. В доме друзей своей семьи - Вальпинсонов - Дега восхищается рисунками и картинами Энгра; преклонение перед Энгром Дега проносит через всю свою жизнь. Другое сильнейшее воздействие на молодого Дега имеют старые мастера. Он изучает их не только в Лувре, но и в Италии, куда он неоднократно ездит к своим родным. Его привлекают не столько мастера высокого Ренессанса, сколько кватрочентисты - их реализм, сжатость их языка.
<<< Картина современного общества
Ранние работы Дега - автопортреты >>>
<<<Оглавление>>>