Французское искусство

Мане не присоединился к движению импрессионистов, отчасти обусловленному его собственными исканиями, его стремлением передать жизнь в ее динамике с жизненным трепетом, но его собственная художественная практика доказала возможность и плодотворность обогащения реализма пленеристическими завоеваниями.

Близость к импрессионистам, знакомство с ними сыграли в развитии Мане определенную роль. Мане, находясь в их среде, имел поддержку своему интересу к современности, к непосредственно окружающей его действительности. Мане вырывается из власти музейных воспоминаний, смело отдается интенсивному ощущению жизни, ее биению и текучести, которые явственно слышатся в его работах второго периода. Мане использовал некоторые художественно-технические завоевания, сделанные импрессионизмом в передаче воздуха, света, движения, ощущения вечно текущей жизни. Но искусство Мане, не отказываясь от поисков синтезирующего образа, засверкало той непосредственностью, той уверенностью и смелостью исполнения, которые придают яркую жизненность лучшим его полотнам.

С другой стороны, не следует забывать, что искусство Мане утрачивает силу социальной насыщенности, ту глубину критицизма, которые присущи лучшим работам Домье и Курбе.

Французское искусство не сделало из творческого опыта Мане необходимых выводов. Развитие, в основном, пошло по другим путям, к иным, чуждым Мане, целям.

Растущий упадок культуры капиталистического общества толкал искусство на путь формалистических, все более оторванных от действительности тенденций, к самодовлеющему субъективизму, с его неограниченным произволом, к абстракционизму. Реалистическое искусство Мане, его неугасимая любовь к жизни, миру становились ненужными.

Иную плодотворную роль способно сыграть творчество Мане в условиях развития реалистического искусства.


<<< Необходимое звено в истории французского реализма

Дега и Импрессионизм >>>

<<<Оглавление>>>