Необходимое звено в истории французского реализма

Наконец, третьи подчеркивают исключительное увлечение Мане техникой, красотою живописи в ущерб содержанию. «Что касается доктрин и теорий, то Мане, скептик и парижанин, доверял только прекрасной живописи»,- пишет Поль Валери. Ж. Э. Бланш утверждает, что «оригинальность Мане не в замысле, а в выполнении». Такое сужение интересов Мане не может не вызвать протеста. Напомним слова Мане: «Цвет - дело вкуса и чувствительности. Но нужно иметь, что сказать. А не то до свидания. Не станешь живописцем, если не любишь живопись превыше всего. Но затем мало знать свое ремесло, нужно также быть взволнованным темой».

Искусство Мане - необходимое звено в истории французского реализма. Мане сумел полностью осуществить свой лозунг - «быть человеком своего времени, делать то, что видишь». В ярких образах он передал свою эпоху. На его реалистически правдивых изображениях лежит печать его яркой индивидуальности, он передавал свое неповторимое видение мира, свою интерпретацию действительности; средства его передачи были специфически новыми, отвечавшими его художественному темпераменту. Это яркое, индивидуальное искусство, эта новизна видения увлекали таких разнеродных защитников Мане, как Бодлер, Золя, Маларме и Дюранти. По сравнению с реализмом Курбе, отягченным еще грузом традиционных технических приемов, искусство Мане делало дальнейший шаг к выработке нового, отвечающего запросам эпохи художественного языка.


<<< «Скромная» цель Колена

Французское искусство >>>

<<<Оглавление>>>