В своих статьях Зервос наделяет Мане всевозможными пороками: «сухим и разочарованным восприятием мира», «полным отсутствием воображения», «постоянным недоверием к крайностям, смелостям», «боязливостью», «отсутствием мужества» и т. д. Он всячески раздувает факты использования Мане композиционных схем и образов старых мастеров, заявляя о его неспособности к самостоятельному творчеству. Другая статья имеет целью развенчать Мане-портретиста. По Зервосу, Мане не способен дать отражение жизни в образах, его портреты поверхностны, скорее достойны занять место в модном журнале и т. д. Вывод Зервоса: «Мане нельзя включать в число великих художников, обращенных к будущему».
Другие заботы беспокоят Колена; он ставит себе «скромную» цель доказать, что Мане не был настоящим реалистом, что реализм Мане ирре-алистичен (в глазах Колена это должно служить похвалой). Доказательства Колена достаточно фантастичны: Мане следует, якобы, Ионкинду, «пример которого в его глазах является красноречивым опровержением реализма». Такие работы, как «Олимпия» и «Портрет Пертюизье», в глазах Колена являются «образцами коренного ирреализма Мане»; затем говорится «о насмешливом безразличии Мане к реализму», и далее в том же духе. Все это в высокой мере неубедительно, все творчество Мане протестует против неумных толкований Колена.
Необходимое звено в истории французского реализма >>>
<<<Оглавление>>>