Создание пластических эффектов формы

В ранних портретах Мане помещает часто фигуры на неопределенном черном или сером фоне, не создающем никакого пространственного эффекта; фон здесь - какой-то абстрактный экран, на котором профилируются фигуры. В портрете Дебютена Мане создает определенное, хотя и ограниченное пространственно-световое построение, помещая сзади фигуры Дебютена собаку, на которую падает сильный луч света. Сам Дебютен освещен справа и несколько сзади, это создает необычайные для Мане эффекты светотеневых контрастов на лице и костюме; напомним, что до этого Мане освещал обычно модели прямо в упор, стремясь сделать их лица максимально освещенными и плоскими.

В отличие от четкого линейного контура ранних портретов, свет, ложась неожиданно на отдельные детали, содействует созданию пластических эффектов формы, уничтожает пространственность, линейность восприятия.

После 1875 года интерес Мане к пленеру несколько падает вплоть до болезни Мане, когда ухудшающееся состояние здоровья художника заставило его проводить лето в Бельвю (1880), Версале (1881) и Рюэйе (1882). Мы редко встречаем работы, написанные в пленере. Изображение современной жизни в ее характерных проявлениях - вот что привлекает Мане в первую очередь. Портреты снова создаются в обычной обстановке мастерской.


<<< Осенью 1875 года Мане пишет

Жизненная непосредственность работ >>>

<<<Оглавление>>>