Осенью Мане с женой посещает Венецию. Он пишет два вида «Большого канала». Не историко-археологические интересы, а живописная красота города привлекает его. Блики, движение вод, тихо скользящие по каналу гондолы, полосатые, торчащие из воды бело-голубые столбы, замшелые стены домов и их колеблющиеся в воде отражения - вот мотивы, пленившие Мане, переданные им свободно играющей кистью. Уловлена специфическая атмосфера Венеции, влажность воздуха, зыбкость вечно изменчивой поверхности воды.
Осенью 1875 года Мане пишет «Белье» в маленьком саду в Батиньоле. Среди фигурных композиций Мане это наиболее последовательное пленеристическое произведение, одновременно такое, в котором Мане ближе всего подходит к эстетике импрессионизма. Если в «Аржантейе» образы людей, их характеристика все же занимают центральное место в композиции, то в картине «Белье» люди теряют самостоятельное значение, их характеристики не развиты, они входят как слагаемые в систему ярких цветовых пятен - белого, голубого, оранжевого, зеленого,- на которых построена картина. Форма теряет четкость, контуры упразднены, льющийся свет все пронизывает, заполняет картину своим сиянием.
В противоположность этой, построенной на интенсивной расцветке картине, созданный одновременно портрет Дебютена («Художник») монохромен; но все же и здесь можно проследить, как новые установки Мане изменяют его отношение к форме, пространству.
Создание пластических эффектов формы >>>
<<<Оглавление>>>