Однако эпоха сближения с импрессионизмом оставила свои несомненные следы; сравнивая работы Мане после 1875 года с ранними работами Мане, отмечаешь внимание к вопросам света, воздушной среды, движения, решительное просветление палитры, разнообразие и свободу мазка, стремление сохранить даже в долго работающих произведениях характер непосредственности, свежести, та же забота, которой будет обуреваем впоследствии и наш Серов.
Что может быть еще характерно - это жизненная непосредственность этих работ, и в их тематике, строении, колорите, технике вовсе уже не слышатся воспоминания об испанских и других мастерах. Искусство Мане стало вполне самобытным, близким к жизни, широко и непосредственно охватывающим действительность. Еще в 1870 году критик - защитник реализма Кастаньяри по поводу «Урока музыки» высмеивал Мане за ограниченность его реализма. «Ставить себе задачей создание в меру своих способностей и темперамента картины современного общества и усмотреть в этом необъятном зрелище лишь себя и свое окружение, модель, проходящую поблизости, Захария Астрюка, соглашающегося позировать с мандолиной в руках на зеленом диване,- в этом нет доказательства ни обширных умственных интересов, ни мощных способностей наблюдения». Теперь этот резкий отзыв должен был бы быть значительно изменен. Мане решительно расширяет теперь круг изучения действительности; его влечет туда, где пульсирует характерная для Парижа жизнь.
<<< Создание пластических эффектов формы
Париж рабочий вне сферы наблюдений >>>
<<<Оглавление>>>