Мы не будем утверждать, что цели Коммуны, смысл политической борьбы были ему вполне ясны. Мане толкала прежде всего его любовь к Парижу и его населению, его гуманизм, его радикализм. Между двумя политическими лагерями он делает выбор. Мане попал в Париж в последние дни Коммуны, во время агонии. Он был свидетелем уличных боев, расстрелов коммунаров. В ряде этюдов он отразил виденные сцены борьбы. Лишенные внешнего пафоса, они убеждают объективностью своего подхода, тем ощущением беспощадной правдивости в передаче действительности, которое характерно для искусства Мане.
От этого периода остаются лишь этюды, даже в следующем, 1872 году Мане не может приступить к серьезной работе. Он не пишет больших картин.
В 1872 году Мане совершает путешествие в Голландию, смотрит музеи, пишет этюды («Вид в Голландии»). Изучение Франса Гальса было особенно плодотворным; Мане в нем встречает мастера, столь же близкого его новым устремлениям, как Веласкес был родствен его установкам первого периода.
Новая, более сильная энергичная манера чувствуется в фигурных изображениях Мане.
Характерной работой в этом случае является портрет Е. Белло (1873), принесший Мане впервые общее признание и имевший шумный успех. В этом мастерском портрете гравера сказались плодотворные возбуждения, полученные Мане в Голландии. Мане создает яркий, запоминающийся образ: его кисть свободна, энергична, темпераментна.
<<< Во время Парижской Коммуны
Изобразитель современного Парижа >>>
<<<Оглавление>>>