Искусство буржуазной эпохи

Это вовсе не значит, что искусство Мазереля лишено недостатков. На предыдущих страницах нам не раз приходилось говорить о них, указывая на отдельные неудачи, срывы художника, на ограниченность его политической цели на определенных этапах его развития, на временное воздействие буржуазного искусства (например, футуризма), а также экспрессионизма. Ряд недостатков присущ Мазерелю и на сегодняшнем этапе, недостатков идейного и художественно-формального свойства. Их наличие нисколько не опорочивает громадной ценности для нас творчества Мазереля. Всякое явление нужно брать в его развитии, а основные тенденции искусства Мазереля ведут его ко все более глубокому познанию действительности, ко все более правдивой и действенной передаче ее. Искусство Мазереля, взятое в целом, в его основных гранях, невзирая на отдельные уклоны, - революционное и реалистическое искусство, это сопряжение понятно и законно. Искусство буржуазии эпохи всеобщего кризиса капитализма уже не может быть искусством реалистическим, ибо оно выражает идеологию класса, боящегося действительности и тех процессов, которые в ней происходят, и потому оно вынуждено работать не методами правдивого показа, а методами завуалирования, прекрашивания, искажения действительности, методами ухода от нее в мир подсознательного и мистического. И лишь искусство революционное может поставить своей целью глубокое и всестороннее изображение действительности, может стать подлинно реалистичным искусством, вскрывая глубокие тенденции общественного развития, выявляя силы, способные изменить лицо действительности, лицо мира.


<<< Двадцать ударов кисти или карандаша

Эдуард Мане (1832-1883) Принадлежать своему времени, делать, лишь то, что видишь. >>>

<<<Оглавление>>>