Большие гравюры на дереве

Это сравнение заставляет нас сказать несколько слов о больших гравюрах Мазереля, которых мы до сих пор касались лишь вскользь, уделяя исключительное внимание его гравюрным сюитам. Если в сюитах, которые мы рассматривали выше, «Часослове», «Идее», «Солнце», «Городе», «Творчестве» и других гравюры выдержаны в сравнительно небольших размерах, то самостоятельные гравюры Мазереля. Достигают значительной величины, 46x32 - вот размер, который мы встречаем у Мазереля чаще всего, в особенности в гравюрах 1928-1933 годов; наряду с этим мы встречаем гравюры и большего размера 55x37 и значительно меньшего 27x20.

Эти большие гравюры на дереве непрерывной цепью протянулись через все творчество Мазереля, начиная с 1920 года вплоть до последних лет. Тематика этих гравюр указывает на всегдашний интерес Мазереля к человеку, за исключением немногих листов, где пейзаж преобладает (притом все же не «чистый» пейзаж, а пейзаж «очеловеченный», созданный человеком, или же воспринятый через определенное ярко выраженное психологическое настроение, как «Небоскребы», «Меланхолия»), большинство листов посвящено однофигурным, реже многофигурным композициям.

Таковы «Боксер» (где остроумно использованы некоторые приемы футуристической композиции), «Обвиняемая», бледное, напряженное лицо которой резко подчеркнуто чернотой костюма и фона, «Черные мысли» - фигура мрачно склоненной на перила девушки. «Отчаяние» (1930), «Якорь» (1930), «Проститутка», «Сентиментальная песня», «Ночью», «Рыбак и его дочь», «Мечта», «У окна», «На вахте», «Птицы моря» и т. п.


<<< Прекрасные качества декоратора

Темы из жизни и борьбы рабочего класса >>>

<<<Оглавление>>>