Мане был другом молодых художников, будущих импрессионистов. Но Мане был старше, его художественное развитие прошло другие этапы, он пришел к другим итогам в своем творчестве. Более всего его можно сблизить с другой, столь же индивидуальной фигурой французской живописи второй половины XIX века - Эдгаром Дега. Мане и Дега знали годы дружбы, взаимного воздействия; в дальнейшем их отношения вступили в полосу кризиса: критический пессимизм Дега мало гармонировал с радостным приятием жизни Мане; выросла стена взаимного непонимания, охлаждения. Заостренность взаимных оценок характерна для поведения обоих. Лишь смерть Мане заставила Дега признать полностью его дарование. «Мы не знали, что он был так велик»,- повторял Дега, идя за гробом товарища по борьбе. В творчестве двух этих мастеров, у каждого со своей стороны, много точек соприкосновения с современной им французской литературой, с реализмом Флобера, Мопассана.
Личность Мане притягательна своими основными чертами, он сражался с открытым челом; его искусство мужественно, энергично, правдиво. Однако как в его характере, так и в его творчестве, мы можем встретиться со многими противоречиями. Мане - фигура переходного времени, свидетель растущих социальных конфликтов, не всегда им правильно понимаемых. Противоречия эпохи не могли не отразиться на его художественной деятельности. Здесь нужно искать объяснение многих фактов его творческой судьбы.
<<< Эдуард Мане (1832-1883) Принадлежать своему времени, делать, лишь то, что видишь.
Школьное, академическое преподавание >>>
<<<Оглавление>>>