Школьное, академическое преподавание

Исследователей всегда поражало резкое различие двух периодов деятельности Мане: первого - так называемого «черного», «музейного», «испанского» периода, тянущегося до конца 60-х годов, и второго его периода, охватывающего остальную часть его творчества. Это различие в их глазах превращалось в разрыв, отрицание прежнего пути. Мы считаем, что, несмотря на внешнюю резкость изменений, происшедших в это время в творчестве Мане, переход этот внутренне подготовлялся, что, с другой стороны, многие моменты, характерные для ранней манеры художника, сохраняются и во второй его период. Существуют нити, связывающие воедино оба периода творчества Мане и не позволяющие говорить о полном разрыве, о «революции» в развитии Мане.

Школьное, академическое преподавание имело в развитии Мане гораздо большее значение, чем у большинства импрессионистов, не знавших систематической академической учебы, менявших преподавателей, подолгу работавших в свободных мастерских. Выходец из кругов богатой буржуазии, Мане должен был преодолеть упорное сопротивление отца, чтобы получить санкцию на карьеру живописца.


<<< Мы не знали, что он был так велик…

От «серьезного» отношения к искусству >>>

<<<Оглавление>>>