С более развернутым применением новых средств мы встречаемся в сюитах «Un fait divers» (8 гравюр на дереве, 1920), «Видения» (8 гравюр на дереве, 1921), «Воспоминания о моей родине» (16 гравюр на дереве, 1921) и в серии рисунков «Гротеск-фильм» (1921, Берлин). Наименее значительные из них сюита «Видения», где Мазерель пытается дать образы-типы современного общества. В этой сюите, лишенной повествовательной связи, Мазерель теряет привычную напряженность, представляется несколько вялым. Создаваемые им образы абстрактны, лишены заостренной социальной характеристики.
Мазерелю, политическому изгнаннику, в эту эпоху остается запретным въезд в Бельгию. Мысль о родной стране не покидает его. Сюита «Воспоминание о моей родине» рисует красочной, широкой кистью Бельгию. Мазерель уверенно прибегает в большинстве случаев к методу показа на одном листе разновременных, не объединенных единым местом событий. Каждый лист превращается, таким образом, в самостоятельную, концентрированную повесть, отдельные этюды которой читатель соединяет в своем уме.
В сюите «Un fait divers» Мазерель рассказывает историю о соблазненной и брошенной девушке, о преследованиях, издевательствах буржуазного общества, падающих на ее долю. Фигуры главных действующих лиц даются на фоне жестикулирующей толпы; в главное действие вплетаются побочные происшествия, предшествующие или вытекающие из него, каждый лист получает большую драматическую напряженность. Несмотря на «условность» манеры, сюита отличается жизненностью, дышит гневом художника на отвратительное ханжество, гнусное бездушие буржуазной морали.
<<< Разрушение традиционных методов
<<<Оглавление>>>