Сюита «Идея»

Вся сюита наполнена духом жизни, духом борьбы, верою в неистребимость человеческой мысли. Идея живет, борется, распространяется, покуда ее не сменяет новая, победоносная, покуда ее, как музейный документ, не пригвоздят к стене.

Сюита «Идея» по своим формальным свойствам близка к сюитам, созданным в 1921 году, - «Видения», «Воспоминания о моей стране». В «Часослове», как в ряде более поздних работ (например, в «Городе», 1925), Мазерель дает реалистический образ, базирующийся на естественном отношении фигур, на единстве пространственного восприятия. (Правда, отдельные отклонения, акцентирование, выделение наблюдаются и здесь.) Он трактует человеческую фигуру, хотя и обобщенно-схематично (это вызывается уже условиями самой техники гравюры), но, вместе с тем, жизненно и правдиво. Пропорции фигур естественны, их движения правдиво говорят о переживаниях и чувствах изображаемого. Эта «реалистическая» манера не всегда удовлетворяет художника. Он хочет найти средства, более выразительные, более остро воздействующие. Он находит их в деформации, в преувеличении пропорций, окарикатуривании образа. На подобное решение Мазереля наталкивала вся практика современного ему искусства.

Методы «левого» формалистического искусства, системы всевозможных «измов» - футуризма, экспрессионизма, дадаизма - были в эту эпоху чрезвычайно сильны, в особенности среди радикальных, революционно настроенных художников.


<<< Прочь от социальной драмы современности

Разрушение традиционных методов >>>

<<<Оглавление>>>