Герой наделен подлинными человеческими качествами: отзывчивостью, добротой, яркостью переживаний, смелостью, самоотверженностью. Он не боится выступать в защиту слабого, бороться против лжи, обмана, лицемерия. Но, в конце концов, Мазерель ведет своего героя не к связи с восставшими массами, не к революции, а к разрыву со средой и бегству от города, от жизни, уводит его прочь от социальной драмы современности к «вечной» природе. Несомненно, в «Часослове» Мазереля много автобиографических моментов, много лично пережитого; это одновременно и повесть о воображаемом молодом современнике, это и исповедь своего сердца, своих исканий. «Часослов» показывает, что пути борьбы не были ясны в это время и самому художнику. На его мировоззрении лежит печать скепсиса, пессимизма.
Тем же пессимизмом проникнута сюита «История без слов» - повесть о неудовлетворенной страсти, о вечном расхождении стремлений мужчины и женщины (1920, 60 гравюр на дереве). «Идея» того же года (83 гравюры), вместе с «Солнцем» или «Творчеством», является типическим порождением таланта Мазереля. Эта история странствований и борьбы «идеи», рожденной и брошенной в мир, идеи, начинающей жить своим собственным существованием; история непризнания, глумления, преследования сияющей, ослепляющей, оскорбляющей своей наготой идеи. Тема замысла дает полную возможность художнику прибегнуть к грандиозной символике, сочетать моменты высокого пафоса и смелой сатиры.
<<< Сложившийся художник произведения
<<<Оглавление>>>