Этим пессимизмом проникнуты и первые самостоятельные сюиты гравюр Мазереля: «Мертвые, встаньте» (10 гравюр на дереве, 1917), «Мертвые говорят» (7 гравюр на дереве, 1917) и наиболее значительная из них «25 образов страстей человеческих». В этой сюите Мазерель в связном рассказе следит за судьбой человека социальных низов, с первых шагов его жизненной карьеры: вот он мальчишкой растет без присмотра на улице, несет непосильную работу в мастерской, откуда его безжалостно выкидывают в момент кризиса; он голодает, ворует булку; тюрьма, снова работа. Стремление понять действительность, чтение, самообразование, выступление перед рабочими, призыв к забастовке, к восстанию, попытки братания с солдатами, присланными на усмирение. Арест, мстительный, классовый суд буржуазии, расстрел. Вереница событий развертывается с неумолимой логикой.
В несколько ином плане построены сюиты-альбомы «Мой часослов» и «Солнце», изданные в 1919 году. Они предвещают будущего Мазереля, более того, его дарование уже рисуется перед нами здесь со всеми своими специфическим свойствами.
Идея связного «рассказа без слов», впервые примененная Мазерелем в «25 образах страстей человеческих», развертывается здесь со всей непринужденностью. Сюжетный стержень несколько слабее выражен в работе «Мой часослов», хотя присутствие его всюду проглядывает; но уже в «Солнце» он является доминирующим; действие развертывается со стремительностью, захватывающей зрителя.
<<< Рисунки кажутся небрежными, поспешно набросанными
<<<Оглавление>>>