И ему жаль расстаться с природой Прованса, которую, чувствуется ему, он начал понимать и схватывать; на севере, в другой местности, всю работу придется проделывать сызнова. «Моя работа выиграла в смысле силы; было бы неблагодарностью, если бы я плохо говорил о юге; сознаюсь, я очень печален, покидая его».
Среди картин, написанных Ван-Гогом в Сен-Реми,- окрестных пейзажей, хлебных полей, уголков сада - этюдов кипарисов и оливковых деревьев, выделяется серия, необычная ранее в его творчестве; это копии с произведений любимых художников - Делакруа, Домье, Рембрандта и в особенности Милле. Впрочем, выражение «копия» вряд ли передает сущность дела; правильнее было бы говорить о свободной интерпретации, или, лучше, о воссоздании; на образцы, которые Ван-Гог воспроизводил, он смотрел как на натуру и трактовал их с той же широтой и свободой.
Ван-Гог принадлежит к числу художников, которым необходимо постоянное соприкосновение с действительностью; видеть, чувствовать, передавать виденное, переплавляя все в огне вечно несущихся душевных переживаний - его удел; работать «из головы» он не любил и не умел. В Сен-Реми ему была предоставлена сравнительная свобода в изображении окружающей природы; но Ван-Гог никогда не был только пейзажистом; человек глубоко интересовал его; портрет, человеческая фигура в работе, движении--его любимые темы. Если в Арле ему трудно было находить модели, то здесь, в больнице для умалишенных, писать фигуры с натуры становилось делом почти безнадежным.
Сомнение в целесообразности работы >>>
<<<Оглавление>>>