Портретные образы, созданные Роденом

Как мы видим, наследие, оставленное Роденом в области гравюры, незначительно по своему объему. Однако не будет преувеличением сказать, что из всего выполненного в течение XIX века в технике сухой иглы гравюры Родена являются наиболее выдающимися. Гениальной интуицией Роден сумел сразу овладеть всеми ресурсами мастерства и довести этот вид гравюры до высшего выражения. Портретные образы, созданные Роденом, незабываемы, порою потрясающи по силе (как портреты Гюго) и могут смело стать в ряды наиболее безусловных достижений прошлого века.

Подходим к итогам. Оценивая графическое творчество Родена, хочется вспомнить его собственные суждения о достоинствах рисунка. Беседуя с Гзеллем, Роден говорил: «Рисунок в искусстве то же, что стиль в литературе. Манерный, изысканный стиль никуда не годится. Хороший же проходит незамеченным потому, что он не привлекает внимание читателя, а сосредоточивает его на сюжете и на выраженном чувстве... В сущности, нет ни хорошего стиля, ни хорошего колорита, хороша только правда, открывающаяся нашим глазам. Рисунок Микельанджело поразителен, но поразительны не линии, не смелые ракурсы и не глубокое знание анатомии, а исполненная отчаяния, грохочущая мощь этого титана».


<<< Каталог Музея Родена

Возможно полнее «по существу» >>>

<<<Оглавление>>>