Возможно полнее «по существу»

Рисунки, гравюры Родена чужды манерности, погони за самоцельной красотой штриха, за самодовлеющей игрой контрастов. Следя за развитием Родена, мы видели, что его манера работать менялась, что от одних приемов он переходил к другим. Но внешнее, «манера», «стиль» никогда не выпирают у Родена, не получают ведущего значения. Как бы ни казались различными принципы, вкладываемые Роденом в построение своих рисунков, всем им присуще стремление к правде, желание глубоко и полно выразить задуманный образ, передать пережитое ощущение. Это одинаково верно как в отношении строгих и скромных, на первый взгляд, несколько безличных рисунков ранней поры, когда мастерство его только еще формировалось, так и в отношении патетических, напряженных, столь резко индивидуальных сцен Дантова «Ада», так и в отношении его поздних рисунков, стремящихся запечатлеть возможно непосредственнее находящуюся перед глазами художника модель. То же наблюдение выносим мы и из рассмотрения его гравюр.

Роден всегда стремился к одному - возможно полнее, «по существу», выразить свое видение, свою концепцию: отсюда непосредственность техники, смелость ударов, неожиданность приемов. Мы захвачены живописной прелестью эффектов, силой лепки, глубоким знанием анатомии, поразительным искусством ракурсов, но мы знаем: основное не в этом. Основное - в правде, в правдиво выраженном чувстве, в силе и полноте выражения образе, то нежных и грациозных, то величавых и трагических, основное - во все пронизывающей «грохочущей мощи» дарования гениального мастера.


<<< Портретные образы, созданные Роденом

Винцент Ван-Гог (1853-1891) >>>

<<<Оглавление>>>