Использовал ли Роден при создании этих гравюр предшествующий им бюст Гюго? Более чем вероятно, и в этом убеждает сходство общих пропорций и деталей. Не менее очевидно, однако, что Роден в своих гравюрах стремился передать впечатление не мраморного или бронзового бюста, а живого облика Гюго; отсюда жизненная напряженность движения, большая живописность контрастов (трактовка волос, эффект седой бороды Гюго).
Вместе с тем, можно предположить, что многочисленные зарисовки пером и карандашом, сделанные Роденом с Гюго во время исполнения бюста, были использованы художником при создании гравюр, и, быть может, оказались решающим фактором при создании образа: они объясняют ту насыщенность жизнью, ту экспрессию движения, которой гравюры наделены, несомненно, в большей степени, чем бюст.
Создавая эти гравюры, Роден сделал шаг вперед и по линии отыскания цельности, обобщенности образа, и по линии его жизненной выразительности. Можно признать, что во всей иконографии Гюго не найдется изображений подобной же силы, жизненной интенсивности, глубины характеристики. Перед нами действительно образ Гюго, «великого старца», с грандиозностью его образов, с приподнятостью его поэтического стиля, Гюго-творца, мыслителя и гражданина.
Достойными спутниками гравюр, посвященных Гюго, являются портреты французского писателя Анри Бека и друга Родена Антонена Пруста. Обе гравюры возникли в ту же пору.
<<< Гюго, утомленный предшествующими сеансами
<<<Оглавление>>>