Гюго, утомленный предшествующими сеансами

Безусловными шедеврами являются обе гравюры с изображением Виктора Гюго в 34 и в фас, они были выполнены в 1884 году, то есть некоторое время после бюста писателя, законченного Роденом в 1883 году.

Как известно, Гюго, утомленный предшествующими бесконечными сеансами для одного малоталантливого скульптора, наотрез отказался позировать вновь. Единственное, чего мог добиться Роден, это допущения в окружение престарелого писателя; Родену дали возможность работать на соседней террасе, пользуясь впечатлениями, удержанными зрительной памятью, или материалами беглых карандашных зарисовок. Несмотря на все трудности, Роден создал правдивый и выразительный портрет Гюго, единственный, по признанию современников, «передавший в старце мыслящего человека и поэта, полного видений» (журнал «LArtiste»).

Можно утверждать, что обе гравюры, изображающие Гюго, значительностью и силою образа превосходят предшествующий им скульптурный портрет. После работы над ним прошло несколько месяцев; приступая к трактовке той же темы в технике гравюры, Роден уже не ощущает непосредственной близости к модели, его концепция стала более общей, более величественной. Эти гравюры - этап к монументальному образу Гюго, который в 1886 году Роден будет выполнять для Пантеона (фактически поставлен позднее в саду Пале-Ройяль).


<<< Портреты Гюго, Анри Бека, Пруста…

Гравюры Родена >>>

<<<Оглавление>>>