Портреты Гюго, Анри Бека, Пруста…

Ранние гравюры Родена - «Амуры», «Весна», «Хоровод» - являются самостоятельными художественными произведениями, не связанными со скульптурным творчеством мастера. Они рождены для медной доски, они не находят себе аналогий в скульптурном творчестве мастера (хотя рука скульптора всегда чувствуется в передаче формы). Теперь мы переходим к группе гравюр, имеющих тесное касание к определенным скульптурным произведениям. «Беллона», портреты Гюго, Анри Бека, Пруста возникли после одноименных скульптурных работ мастера и имеют к ним непосредственное отношение. Можно думать, что художественная энергия Родена, овеществленная в скульптурных портретах, не была этим исчерпана, и художник ищет полного освобождения от завладевшего им образа путем воплощения его в другом материале, языком другого вида искусств. Для высокого совершенства, которым владеет Роден в технике рисунка и гравюры, показательно, что некоторые из этих работ не уступают, а другие даже превосходят соответствующие скульптурные оригиналы.

Этого еще нельзя сказать о гравюре «Беллона», являющейся повторением великолепного одноименного бюста, выполненного Роденом в 1878 году, для которого позировала ему его жена Роза Бере (отлит в бронзе в 1881 г.). По силе выразительности, по грандиозности образа скульптура остается более мощно воздействующей. Гневный лик богини войны потерял в гравюре нечто от своей значимости; формы лица кажутся несколько отяжелевшими. Причиной здесь ракурс, в котором Роден взял скульптуру (снизу), отчего формы лица стали более широкими, а также, быть может, эффекты освещения, излишне подчеркнувшие своеобразную мясистость, мускулистость лица. Как известный недостаток может восприниматься и несколько монотонная штриховка затененных мест.


<<< В мир античной идиллии

Гюго, утомленный предшествующими сеансами >>>

<<<Оглавление>>>