Сравнение рисунка со статуей

Он предпочитал сам делать тщательные зарисовки своих работ, с которых затем давались ксилографические воспроизведения в журналах «L Art», «Gazette des Beaux-Arts» и др. Отсюда холодная законченность, виртуозность этих рисунков, быть может, менее интересных, чем другие, менее завершенные эскизы, в которых бьется напряжение ищущей, творящей фантазии художника; слишком ясно чувствуется репродукционная задача, которую они преследуют.

Эти рисунки скорее интересны с другой стороны: оба дают не окончательные, а первоначальные варианты обеих статуй. Роден, как известно, задумал статую стоящего юноши первоначально как образ «Побежденного». Раненый юноша-воин держал в левой руке копье, на которое в значительной степени ложилась тяжесть фигуры. В таком виде статуя была впервые выставлена в Брюсселе в «Художественном кружке». Лишь впоследствии, перевезя статую в Париж, Роден удалил копье, и вся композиция приобрела новый оттенок, новый смысл. Мотив поражения, слабости, утраты сил сменился впечатлением растущего, пробуждающегося, словно после долгой дремоты расправляющего свои члены тела. Изменение, внесенное Роденом, расширило концепцию, создало один из наиболее обаятельных образов нового искусства.

Сравнение рисунка со статуей показывает еще на одну особенность: все формы тела несколько утяжелены, рисунок не дышит той грацией юношеского движения, которая столь характерна для «Бронзового века». Возникает мысль, не сделан ли рисунок непосредственно с натурщика, позировавшего Родену?


<<< Доминируют надо всем глаза

Работа над статуей «Иоанна-проповедника» >>>

<<<Оглавление>>>