Лицо художника расширилось, черты огрубели - перед нами уже не нежные пропорции юношеского облика. Доминируют надо всем глаза, их упорный, словно остановившийся взгляд, резкое напряжение складок лба - все говорит о несокрушимом упорстве, о твердости воли, которая сломает все препятствия и приведет к победе.
Рисунки пером Родена, изображающие стоящего юношу с копьем и идущего Иоанна Крестителя, напоминают о наиболее страстных моментах борьбы и непризнания. Мы не останавливаемся здесь на истории с обвинениями, выпавшими на долю Родена в связи с его первым неоспоримым шедевром - «Бронзовый век». Скульптору бросили обвинение в мулировании с натуры. Лишь после долгой борьбы Родену удалось восстановить истину и сделать зрячими людей, намеренно не желавших ее видеть.
Оба рисунка носят резко отличный от других рисунков Родена характер. Поражает не только их неоспоримое мастерство, но и какая-то несколько внешняя их «сделанность», законченность. Эти рисунки, как и некоторые аналогичные (например, со статуи «Мыслитель»), возникли не как первоначальные идеи скульптурных образов и не как их последующая свободная перефразировка; они были сделаны Роденом с определенной целью, отразившейся на всей их трактовке,- для помещения их в журналы. Роден не доверял фотографическому изображению, он боролся с произволом выбора точки зрения и эффектов освещения фотографов, искажавших зачастую замысел автора.
Сравнение рисунка со статуей >>>
<<<Оглавление>>>