В 1864 году Мане создает замечательную акварель «Скачки в Булонском лесу», являющуюся значительным шагом в сторону нахождения живого целостного образа действительности. Если каждую фигуру в «Музыке в Тюильри» возможно рассматривать в ее раздельности, то здесь перед нами неделимый образ, фиксирующий поразившую художника сцену. По скаковой дорожке, прямо на зрителя, несется сплоченная группа лошадей; по обеим сторонам дорожки - публика, эскизно намеченная справа и более разработанно данная слева: мы видим все разнообразие присутствующей на скачках толпы, теснящейся у барьера, и элегантных модниц, восседающих в высоких экипажах. Смело схваченная яркая картина действительности, все полно динамики, жизни; бешеный темп скачки никем еще не был передан с такой захватывающей экспрессией. Характерна при этом та эскизность, суммарность передачи, которую допускает здесь Мане, в особенности в трактовке ног скачущих лошадей. Акварель 1864 года сохраняет свой подчеркнуто этюдный характер. Целесообразно поставить вопрос о роли этюдов, особенно пейзажных этюдов в раннем творчестве Мане.
Творческая деятельность Мане до франко-прусской войны 1870-1871 годов нашла себе определенное, устоявшееся выражение. Продукция каждого года строится вокруг нескольких больших работ, подготовляемых к Салону; они занимают центральное положение, привлекают основное внимание художника. Рядом располагаются работы более случайного порядка - портреты меньшего масштаба, небольшие композиции, этюды.
<<<Оглавление>>>