Поздний большой цикл

В этом смысле рисунки Родена, хронология которых часто запутана и не вполне еще определена, могут быть разбиты на несколько больших циклов. Сперва это рисунки ученические, или, вернее, учебные, рисунки-этюды, рисунки штудии. В этих рисунках большие способности автора уже налицо, но его индивидуальные свойства еще недостаточно ярко проявляются. Излюбленным техническим орудием этого типа рисунка является угольный карандаш. Второй цикл рисунков составляю: смелые, гениальной рукой запечатленные видения встававших перед художником трагических образов при чтении его любимых поэтов - Данте и Бодлера. Эти рисунки полны патетики, их высокое парение, смелость технических приемов сближают их с рисунками романтиков. Они выполнены обычно в технике туши, сепии, чернил. Наконец, поздний большой цикл составляют рисунки с натуры, которые Роден набрасывал у себя в мастерской с окружавших его, находящихся в движении моделей. К подобной работе Роден пристрастился особенно в поздние годы своей жизни. Характер рисунка резко меняется. Это беглые фиксации движений, без какой-либо заботы об условной законченности форм. Несколько брошенных линий, пятен акварелей, нажимов растушевки - и искомое найдено. Роден переходит к новому рисунку, к фиксации нового движения. Язык этих рисунков своеобразен, способен смущать своим лаконизмом, обобщенностью. Техника - карандаш, порою тронутый акварелью.


<<< Рисунки Родена

Художественное призвание Родена >>>

<<<Оглавление>>>