Враждебные выпады критики

Моне, Писсарро, Сезанн, Сислей, Ренуар, Дега участвовали на ней своими работами, наряду с другими художниками, остававшимися на втором плане. На этой выставке в числе работ Клода Моне появился и прелестный «Бульвар Капуцинок» (1874), теперь одна из жемчужин московского собрания. Картина Клода Моне «Бульвар Капуцинок» дала повод Луи Леруа, критику журнала «Шаривари», окрестить всю группу названием «импрессионисты». Это слово, звучавшее вначале иронически, осталось жить: в нем было, очевидно, нечто, указывающее на существо новых исканий живописи.

Враждебные выпады критики, насмешки и удивление посетителей встретили первое выступление новаторов. К этому присоединились невозможность продажи своих работ или ничтожная, смехотворно-трагическая их расценка. Та же общественная реакция сопутствовала ближайшим выставкам импрессионистов и устроенным ими аукционам. Положение Клода Моне и его друзей было часто бедственным в эти героические семидесятые годы. Но, как всегда, талант, энергия, последовательность пробивают дорогу, постепенно зреет признание новой эстетики, появляются кадры первых любителей, первых коллекционеров. Клод Моне, замеченный еще до войны, выдававшийся среди своих товарищей смелостью, решимостью своих устремлений, раньше других освобождается из тисков нужды. Восьмидесятые годы знаменуют ряд последовательно расширяющихся завоеваний; за индивидуальными выставками 1880, 1883 годов следует памятная выставка 1889 года у Жоржа Пти, где лучшие работы Моне были показаны одновременно со скульптурой Родена. С этой поры положение художника было обеспеченным.


<<< Воздушная атмосфера

Насыщенная гамма тонов >>>

<<<Оглавление>>>