Манера Репина

Но в наследии Репина в 90-х годах, в период спада его творческого напряжения, вызванного сложными причинами, были созданы портреты, где манера Репина изменилась. Он ставил себе новую задачу создать изображение, доведенное до иллюзорности. Перед зрителем оказывался как бы живой, осязаемый человек. Таков портрет адвоката В. Д. Спасовича (1891), очень эффектный своей пластичностью, живым, данным в совершенном рельефе жестом руки, направленной в сторону зрителя. Портрет дает ясное представление о профессии изображенного. Сразу чувствуется человек, привыкший быть на людях говорить с ними, убеждать их стало его второй натурой. Он изображен произносящим речь. Спасович обращается прямо к зрителю, смотрит на него в упор. Портрет необычайно динамичен, фигура вылеплена смелым, выразительным мазком, чувствуется ее массивность, тяжеловесность, обрюзглость. Фон серый, это будничный тон стен казенного здания. Серый налет на желтом лице с характерной нездоровой одутловатостью. Изображение, доведенное до иллюзорности, производит необычайный эффект, но это заглушает то внутреннее содержание, которым были полны работы предыдущего периода. И как результат увлечения иллюзорной пластичностью - утеряно проникновение во внутренний мир человека, что в свою очередь привело к скучному объективизму. Вот почему зритель остается равнодушным к таким портретам, хотя и изумляется мастерством исполнения. Таковы портреты Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, В. Н. Герарда.


<<< Пастельный портрет Александры Павловны Боткиной

Пропагандистка русской музыки >>>

<<<Оглавление>>>