Пастельный портрет Александры Павловны Боткиной

Мягкая, пастельная техника и нежная цветовая гамма превосходно передают спокойно величавый и обаятельный в своей женственности облик А. П. Боткиной. Есть что-то от «торжественной красы» в ее внешности. Сама завершенность формы, спокойная ее обработанность выражают характер портретируемой. Несмотря на то, что Репин редко применял пастель, эта работа является одним из его шедевров.

В 90-е годы созданы многие парадные портреты, в том числе баронессы Л. П. Штейнгель в рост, в белом платье с красной розой на груди (1895), эффектный, но холодный; несколько портретов М. К. Тенишевой и портрет Н. П. Головиной (1896) в розовом газовом платье, жемчугах и в роскошной малинового бархата на горностаевом меху накидке. Удачно выбранный поворот головы подчеркивает красоту профиля. В портрете чарует мягкая согласованность розового тона платья, переливов жемчуга с матовой кожей лица. Художник и зритель - оба любуются внешностью модели.

Все лучшие портреты, созданные в 80-х и начале 90-х годов, полны живого интереса к индивидуальности того, кого художник писал. Поэтому помимо высоты мастерства в передаче натуры в портретах, созданных Репиным, живет живая и сложная личность человека. С каким волнением чуткий зритель смотрит на Мусоргского, где гений зажат в тисках страшной болезни; озлобленная замкнутость и оторванность от людей читаются в каждой черте наружности Писемского. Художник не только пишет внешность человека, он живет вместе с ним, глубоко понимает его, в этом - артистизм исполнения и бессмертие произведения.


<<< Неожиданные переходы от одного настроения к другому

Манера Репина >>>

<<<Оглавление>>>