Пропагандистка русской музыки

В те годы у Репина проявляется новое стремление к особо сильному звучанию красочных пятен в живописи. Так написан портрет графини Луизы Мерси д'Аржанто (1890), француженки, пианистки, большой любительницы и пропагандистки русской музыки. Она изображена лежащей, так как Репин писал ее во время тяжелой болезни. Богатый нюансами белый пеньюар выделяется на темно-зеленом плюше кушетки, и особенно эффектно звучит цвет золотисто-рыжих волос на фоне сложной по цвету светло-желтой кружевной подушки. Мазок, носящий несколько эскизный характер, дает мягкость фактуры, что идет к выражению слабости и страдания в лице больной. Если в портрете Мерси д Аржанто звучание красочных пятен вышло по живописи удачно, то в портрете Цезаря Кюи, великолепном по форме, классическом по проработке таких деталей, как рука с перстнем, положенная на ручку качалки, фактура костюма, красного тона подкладка генеральской шинели, красных лампас, привело к тому, что цвет отвлекает внимание от лица Кюи, он слепит, он доминирует. Излишний объективизм привел к малой выразительности портрета как такового. Само по себе звучание красного цвета великолепно, но внутренний мир человека, его индивидуальность пропадают.

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Портреты: «Осенний букет», «На солнце».

На фоне трагических по сюжету творений Репина, проникнутых глубочайшим психологизмом, выделяется своей необычайной жизнерадостностью, бодростью и весельем историческое полотно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В нем Репин славит героическое прошлое народа, создает гимн могучим духом и телом вольнолюбивым людям, вышедшим из недр народа, и в условиях феодального рабства основавших свою независимую, свободолюбивую, воинственную Запорожскую Сечь. Вот что натолкнуло художника на эту тему.


<<< Манера Репина

Творческие силы художника в период 1880-1891 годов >>>

<<<Оглавление>>>