Старинная архитектура

Пребывание в Москве с сентября 1877 по сентябрь 1882 года отмечено созданием выдающихся произведений художника, как «Крестный ход в дубовом лесу», «Крестный ход в Курской губернии» (законченные позже в Петербурге), «Царевна Софья», и ряда исключительных по мастерству портретов-шедевров. Переезд в Москву был задуман Поленовым и Репиным еще за границей, к ним присоединились потом Васнецов и Суриков. Москва привлекала своим своеобразием, старинной архитектурой, чертами национального быта в самом расположении города. Если Петербург строился по плану, был городом «строгим и стройным», и тон ему давало население чиновничье-аристократическое, то Москва, создававшаяся веками, была городом узких улиц, переулочков и тупичков, дворцов XVIII века, окруженных садами, особняков и особнячков, бесчисленных церквей и колоколен. Центр составляли Кремль и Красная площадь с «Василием Блаженным». И быт был иным, было больше «простонародья». Большую роль играло купечество - Москва, как говорили, была купеческой. Ее чудесно отразил драматург А. Н. Островский. Любители старины, как Васнецов и Суриков, вдохновлялись ею, они, как и Репин, были в восторге от национальной архитектуры и искали выражения своеобразия русской жизни в своем творчестве.

В Москве и под Москвой Репин рассчитывал найти материал для «Крестного хода», пополнить чугуевские наблюдения. 10 октября 1876 года Репин писал Стасову: «Закончу внешним видом Москвы: она до такой степени художественна, живописна, красива, что я теперь готов далеко, за тридевять земель ехать, чтобы увидать подобный город, он единственен!


<<< Цветистость украинского быта

Своеобразные интерьеры кремлевских теремов >>>

<<<Оглавление>>>