Цветистость украинского быта

Наиболее удачной вышла центральная группа - прощающиеся новобранец и его жена. Просто и очень верно переданы переживания, позы, жесты. Старуха мать страдает, она видит горе и впереди; внимательно и печально смотрит и солдат. Он знает, что не радость ждет призванного и его семью. Материнское затаенное горе, привычка к страданиям делают выражение лица крестьянки особенным, своеобразным. У Репина - живые люди, настоящие крестьяне, он их наблюдал, он их знает, и в этом достоинство его произведения. Неверно говорить о сентиментальности картины. В ней есть обыденная правда жизни. Недостатки, возможно, в другом в излишней детализации показа происходящего, в излишнем бытовизме. Хоть тут и естественно присутствие соседей, подошедшая собака, великолепно написанное колесо телеги, но эти детали композиции отвлекают внимание от главного, рассредоточивают впечатление. Слишком подробный рассказ мешает концентрации внимания на главном. Картине не хватает лаконизма.

Среди подготовительных работ к «Проводам новобранца» обращает на себя внимание акварель «Обнимающиеся женщины» (ГРМ). Сколько в ней искреннего и теплого чувства, какое умение художника рисовать!

Деревенскими впечатлениями навеяна и совершенно противоположная по своему содержанию картина - «Вечорниц», или «Досвтки», законченная только в 1881 году. Это веселая пляска на посиделках зимой в хате. Но выражения подлинного веселья художнику добиться не удалось. Застыло движение центральной фигуры - пляшущей дивчины. Темновата картина по живописи. Объясняется это тем, что художник передал скудное освещение хаты. И хотя это реально, но мешает выражению веселья. Цветистость украинского быта могла бы дать художнику иные красочные возможности при ином решении задач освещения.


<<< Черты русской национальной жизни

Старинная архитектура >>>

<<<Оглавление>>>