Наблюдения над огромными трудностями жизни художников

Он уже снял сюртук, хотя довольно холодно, руки его дрожат, и вся рубашка мокра, волосы мокры, он и шапку снял... лошади дороги».

Репина пугают его наблюдения над огромными трудностями жизни художников, стекавшихся в Париж отовсюду. Он боится, что на академическую пенсию не проживет, а картины его покупать не будут. Париж представляется ему «омутом жизни, бьющей на эффект, на момент» (письмо к Крамскому).

Полный опасений, он пишет письмо-отчет конференц-секретарю Академии Исееву, говорит о желании начать большую работу, но боится это делать без заказа. Исеев сообщает согласие Академии, но просит сообщить тему. Репин отвечает: «Сюжет картины следующий: Садко богатый гость на дне морском, в фантастических палатах водяного царя, выбирает себе невесту. Перед ним проходят прекраснейшие девицы всех эпох и всех наций: гречанки, итальянки, испанки, голландки, француженки и проч. (Блеск и роскошь костюмов, красота форм.) Сцена происходит посреди самой причудливой архитектуры вроде мавританской и индийской, фонтаны, колоннады,

лестницы и все это ярко залито электрическим светом, на глубоком фоне морского дна, с необыкновенными водяными растениями и сверкающими в глубине морскими чудищами и рыбами. Свиту царя составляют необыкновенные существа; все фантастично. Садко, наивный русский парень с гуслями, вне себя от восторга, но крепко держит наказ угодника, выбирать последнюю «девушку-чернавушку» (русскую девушку).

В этой картине выразится мое настоящее положение. В Европе, с ее удивительными вещами, я чувствую себя таким же Садко - глаза разбегаются».


<<< Открытие «Славянского базара»

Мерцание света в толще воды >>>

<<<Оглавление>>>