Мерцание света в толще воды

Репин тоскует по родине, скучает по работе, глубокой, идейной, которая помогла бы переделывать общественную жизнь. Находясь в таком состоянии, он и задумывает картину «Садко».

Идея глубокая, замысел красив, но выразить его достаточно убедительно художнику не удалось. Картина мало фантастична, не получилось сказки. Слишком реальная девушка-чернавушка и Садко, очутившийся на дне моря в богатой русской шубе, вышли неубедительными. Морские царевны прекрасны, но красота их чувственная, земная, реальная красота.

Надо заметить, что вообще Репину - художнику-реалисту всегда удавалось блестяще то, что он видел в жизни и брал из нее. Вещи фантастические у Репина всегда слабы. Так и здесь, лишь то, что он делал с натуры, что он мог наблюдать в замечательных парижских аквариумах, выполнено интересно и живописно. Вот почему ему удалось создать иллюзию морского дна, подводного царства, передать мерцание света в толще воды.

Репин был сам недоволен своей работой, о чем писал Стасову еще из Парижа, но все же повез ее как отчетную в Петербург.

Удачнее вышло изображение окружавшей его жизни. Он сумел ее остро увидеть и ярко передать. Такова его картина «Парижское кафе», где он схватывает и мастерски запечатлевает черты французской буржуазной жизни, ярко передает типы парижан, иронизирует над моралью буржуа: женатые мужчины, сидящие в кафе с женами и детьми, весьма заинтересованы красивой кокоткой, вызывающе сидящей на переднем плане. Сложная, многофигурная композиция картины построена четко и красиво, притом с сохранением полной жизненной естественности.


<<< Наблюдения над огромными трудностями жизни художников

Главные типы Парижа >>>

<<<Оглавление>>>