Много раз принимался Репин за создание образа Пушкина, но он ему всегда не удавался, и вновь и вновь он переписывал фигуру и всю композицию. Раз даже он написал Пушкина у моря совместно с Айвазовским. Но и тут фигура поэта написана без присущей Репину силы выразительности. Причина, думается, крылась не столько в трудности темы, сколько в неспособности художника работать по воображению. В 1911 году по случаю исполнившегося 100-летнего юбилея Лицея, в котором учился Пушкин, Репин пишет картину «А. С. Пушкин на акте в лицее 8 января 1815 года» читает свои стихи. Репин противопоставляет вдохновенного юношу поэта чванной аристократии, которая остается равнодушной к его дарованию. Лишь Державин, глубокий старик, слушает с напряжением, привстав, приложив руку к уху. Он понял, оценил выдающийся поэтический талант юноши. Пушкин с волнением вспоминает впоследствии:
Старик Державин нас заметил , в гроб сходя, благословил.
Репин всегда творил взволнованно. Звучат отголоски былой экспрессии и тут, но силы уже не прежние. Ему было 67 лет.
Любопытно отметить, что для Репина и в глубокой старости захватывающе интересной была тема о силе народа. Одним из наиболее удавшихся произведений последнего периода творчества была картина «Черноморская вольница». В море несется ладья
Могучие запорожцы гребут. Волны захлестывают ладью. Но смело и гордо смотрит на зрителя молодой красавец казак. Могучий кормчий стоя управляет ныряющей в волнах ладьей. Картина красивая по композиции и цвету. Оригинальный замысел выразил смелость, силу и удаль народа. Репин был очень огорчен тем, что на выставке 1908 года картина успеха не имела. Он ее после выставки много раз переделывал. «Не прежний Репин» вот в чем упрекали картину. Но такое мнение не могло быть правильным. Нельзя было не принимать во внимание возраст художника.
<<< Символическое изображение свободы
<<<Оглавление>>>