Такие манифестации были характерны для Петербурга. Манифесту радовались либеральная буржуазия, буржуазная интеллигенция. Недаром на картине нет простого народа. Лживость вынужденного манифеста ясно выразилась в насмешливой песенке, сложенной народом:
Царь испугался Издал манифест: Мертвым - свобода. Живых - под арест!
События 1905 года и последующих лет нашли отражение в творчестве Репина так же в виде трех эскизов - «Виселица», «Расстрел демонстрации 9 января», «Красные похороны», которые он принес в дар РСФСР. Они находятся в музее Революции в Москве. Сильные по выразительности и живописи эскизы, к сожалению, не стали картинами. «Похороны»- эскиз, залитый запретным тогда красным цветом, символом пролитой рабочей крови; «9 января» изображает расстрел демонстрантов. На первом плане рабочий на коленях, размахнувший руки, как бы защищающий тех, кто сзади него; и «Виселица», где изображено море и плывущие трупы. Над морем подымается трон и на нем царь в шапке Мономаха. Палач закидывает петлю на шею революционерке, а рядом с ним кавалергард и архиерей в золоте облачений, ярко сверкающем на фоне черного моря крови. Тут же стоит молящийся мракобес Победоносцев, фанатический приверженец самодержавия.
Репиным сделаны были иллюстрации к рассказу Леонида Андреева «Семь повешенных».
В свое время нашумела картина «Какой простор!» (1903, Русский музей). В то время ее воспринимали как символическое изображение свободы. Борясь с бурей и ветром, по воде идут веселые, смеющиеся студент и курсистка - «им и море по колено». Репин уверял, что такую сцену он на самом деле видал, и стала она для него символической. Очевидно, картина отвечала настроениям своего времени, она была популярна, воспроизведения расходились большими тиражами.
<<< Фигура играющей на рояле женщины со спины
<<<Оглавление>>>