Фигура Сатаны с женскими формами

Репин изрезал на куски этот вариант картины, очевидно, неудовлетворенный ею. Ученик Репина И. С. Куликов рассказывал, что лицо Христа было хорошо написано, но Христос там был более плотский, более реальный человек. Видевшие картину свидетельствовали, что и пейзаж имел значительные достоинства.

Фигура Сатаны с женскими формами, с горящими адовым пламенем глазами, подвинута на передний план. Он увешан браслетами, ожерельями, это олицетворение зла мира, плотского начала, богатства, денег, похоти. Христос - полная противоположность. Репин, очевидно, хотел выразить предельную одухотворенность в этом образе. Христос повернулся спиной к злу и направляется к ангелу олицетворению добра. Сатана же как будто собирается сам повернуться в сторону удаляющегося Христа, и глаза его живо следят за ним. Выбор и трактовка данного сюжета заставляют предположить, что эта картина была попыткой воплотить в зрительном образе учение Толстого о непротивлении злу насилием.

Позже Репин написал еще одну картину и датировал ее 1901-1903 годами. В последней работе Репин усилил контраст между Сатаной и Христом, то есть добром и злом.

Отвлеченная идея картины не получила удовлетворительного художественного решения. Фантастическое, измышленное, а не наблюденное в жизни, не выисканное в действительности, никогда не удавалось Репину. Он был велик как создатель высокоидейных реалистических полотен, но слаб при попытках выразить в зрительных образах отвлеченные проблемы морали.


<<< Воплощения в художественном образе толстовского учения

Отвлеченная идея картины >>>

<<<Оглавление>>>