Военачальник отодвинут на второй план, две главные фигуры, Николай и палач, внутренне и внешне противостоят друг другу, и побеждает добро, побеждает только путем нравственного воздействия палач сам приостанавливает казнь.
В третьем варианте картины (1890) основная ситуация остается той же, что и во втором, но в фигуре Николая выражен уже экстаз, глаза не видят перед собой никого, тем не менее палач останавливается, его внимание приковано к этому лицу. Военачальник отодвинут в глубь картины, его фигура, выражение лица и жесты изменены, он выжидает - это иронизирующее зло, противопоставлено фигуре Николая, который олицетворяет идею справедливости, любви к ближнему. Из этого анализа видно, что Репин настойчиво и последовательно искал воплощения в художественном образе толстовского учения о борьбе со злом путем нравственного воздействия на людей.
Насколько в 90-е годы Репина захватила проблема добра и зла и возможность уничтожения зла на земле, об этом можно судить по тому, что и далее, вплоть до 1903 года. Репин непрестанно работает над созданием картины «Искушение Христа».
Картина появилась в 1901 году на выставке под названием «Иди за мною, Сатано!» и наделала много шума. Ее ждали, о ней говорили, знали, что знаменитый художник над ней работает давно. Своими громадными размерами и необыкновенным для Репина сюжетом, выпадавшим из ряда реалистических полотен, которыми он был славен, она привлекла внимание, но успеха не имела.
<<< Искусство на нынешней выставке
Фигура Сатаны с женскими формами >>>
<<<Оглавление>>>