Картина «Дуэль» (1896), всего вероятнее, была создана под влиянием этических взглядов Толстого, резко отрицавшего дуэли. Она носит еще название «Простите». Виновник оскорбления, смертельно раненый, простил своего убийцу и просит у него прощения, протягивая ему руку.
Эта превосходная картина экспонировалась на выставке в Венеции и там была приобретена итальянкой Кармен-Тиранти. Ввиду того что автор книги не видала ее в оригинале, приходится заимствовать ее описание у видевших ее И. Э. Грабаря и А. П. Лангового. Грабарь пишет: «...реально, жизненно, почти стереоскопически иллюзорно была, передана эта поистине потрясающая сцена. . . Действие происходит на опушке леса, рано утром, при восходе солнца: оранжевый луч, прорвавшийся из-за деревьев, предполагаемых на месте зрителя, позолотил стволы и тронул местами листву, оставляя в тени всю группу, окружающую раненого, задев только дальнего секунданта. . . и траву возле него. Луч солнца был так замечательно передан, что о нем долго еще говорили итальянские художники, как о «свете Репина».
Видевший картину знаток и любитель искусства доктор А. П. Ланговой обратил внимание на психологическую сторону картины: «Я никогда не забуду того, что почувствовал, когда в мастерской у Репина увидал его замечательную картину «Дуэль». Картина эта была им написана под влиянием рассказа одного судебного деятеля о дуэли, дело о которой разбиралось в Тульском суде. Виновный, обидчик, на дуэли был смертельно ранен обиженным, но, умирая, он осознал свою неправоту и просил прощения у своего убийцы. Художник с такой силой выразил переживания умирающего, его убийцы, секундантов, доктора, так светло было выражение умирающего, примиренного со своей совестью, что я не удержался и спросил Репина: «Ведь умирающий простил своего убийцу?»
<<< Фигура Сатаны с женскими формами
<<<Оглавление>>>