Характерно, что темами иллюстраций Репина служат также «Мужики» Чехова (1899). «Художники» Гаршина, то есть те произведения, которые ставят своей задачей вопросы личной и общественной морали. В двух рисунках (1887) к «Зенону Злато-кузнецу» выбран момент искушения, момент выбора жизненного пути. К рассказу «Мудрец Диоген» (1889) создано два рисунка в одном из них представлен Диоген, отрешившийся полностью от жизненных удобств и пьющий воду из руки.
«Пророк» Лермонтова в эскизе (1890) интерпретирован Репиным своеобразно и не может рассматриваться как иллюстрация, скорее эта тема послужила ему для изображения современной жизни. Все одеты в современные костюмы, пророк - пожилой интеллигент с бородой, длинными волосами, без шляпы (такую внешность имели иные последователи Толстого), над ним издевается бегущий за ним лавочник, воплощающий мещанство, «цилиндры» шагают равнодушно мимо.
Под влиянием Толстого Репин стремится к самоусовершенствованию, к отречению от привычного образа жизни. Но жизнерадостный по натуре, экспансивный Репин не выдерживает искуса и просто и откровенно сообщает об этом Татьяне Львовне Толстой: «Вегетарианство я должен был оставить. Природа знать не хочет наших добродетелей.. . к аскетизму я неспособен, мне так надоедает эта возня с самим собою. Жизнь так прекрасна, широка, разнообразна; меня так восхищает и природа, и дела человека, и искусство, и наука, и колоссальные дела силами природы».
<<< Иллюстрации Репина на темы сочинений Л. Толстого
<<<Оглавление>>>